То́чки — логическая настольная игра для двух человек, сочетающая позиционное стратегическое планирование с тактическим перебором вариантов. Ведётся на плоском игровом поле, расчерченном на клетки одинакового размера. Игроки поочерёдно ставят точки двух цветов в перекрестия линий. Цель — окружить точки соперника замыканием вокруг них непрерывной цепи своих точек.

Основные правила

Игра ведётся на плоском поле, разделённом параллельными и перпендикулярными линиями на равного размера клетки. Игроки поочерёдно ставят точки двух цветов в перекрестия этих линий, называемые пунктами. Пункт, в который поставлена точка, остаётся занятым до конца игры, перемещать ранее поставленные точки или снимать их с поля нельзя. Все пункты на поле равнозначны. Край поля является ограничивающим фактором, непосредственного участия в игровом процессе не принимает. Размер поля определяется количеством пунктов по вертикали и горизонтали и может меняться в широких пределах. Традиционным считается поле размером 39 пунктов по горизонтали и 32 по вертикали (размер стандартного тетрадного листа).

Окружение

Целью игры является окружение точек соперника. Окружение — это создание на определённом участке игрового поля области, замкнутой внутри непрерывной непересекающейся цепи точек одного цвета, отстоящих друг от друга не более, чем на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали. При этом в данной области в момент замыкания обязательно должны находиться точки другого цвета (одна или более). В таком случае область закрашивается в цвет создавших окружение точек, а точки соперника внутри неё выключаются из дальнейшей игры, считаясь захваченными, и идут в зачёт окружившему.

Области окружения могут окружаться так же, как и отдельные точки. При этом, если первый игрок окружил область окружения второго, то точки первого игрока, находившиеся в области окружения второго, освобождаются и в зачёт второму игроку уже не идут.

Если замыкается область, внутри которой нет точек соперника, она называется «домиком» и не является окружением. Такая область не закрашивается, а в пустые пункты внутри неё можно ставить точки. Причём точки того же цвета, что и домик, можно ставить до тех пор, пока не закончатся пустые пункты. Если же в домик будет поставлена точка другого цвета, то в момент передачи хода область будет закрашена, а поставленная точка, соответственно, окружена. Исключением является тот случай, когда точка, поставленная в домик другого цвета, этим же ходом одновременно замыкает непрерывную цепь своего цвета, образуя окружение. Тогда она не окружается, а сама окружает часть домика.

При наличии альтернативных ответвлений замыкающейся цепи, через которые также можно провести линию окружения, всегда выбирается цепь минимальной протяженности.

Стартовая позиция

Игра может начинаться с пустого поля или с начального скреста. В первом случае точек на поле нет, и оба игрока делают ходы в любые пункты (иногда место для постановки первой точки каждого игрока ограничивают некоторой областью вокруг центра поля). Во втором случае игроки начинают партию со стартовой фигуры — скреста, который состоит из равного количества точек обоих цветов. Скресты бывают разной формы и обычно располагаются в центре поля.

Подсчёт очков

По окончании игры производится подсчёт окружённых точек. Победителем считается игрок, захвативший хотя бы на одну точку больше, чем соперник. При равенстве по этому показателю объявляется ничья.

Дополнительные правила
Заземление

Заземление — это ситуация, при которой один из игроков, получив перевес по количеству окружённых точек, расположил свои точки (группы точек) таким образом и в такой конфигурации, что их стало невозможно окружить даже теоретически из-за ограниченного размера поля. В этот момент он получает право прекратить игру и досрочно стать победителем.

Немедленный выигрыш

До игры может быть установлен перевес по точкам, при достижении которого одним из соперников партия завершается его победой.

По материалам https://ru.wikipedia.org